Бином фантазии Джанни Родари

Что объединяет писателей, поэтов, родителей, учителей, библиотекарей и воспитателей? Ответ прост: дети. Писатели и поэты создают целые миры, закручивают сюжеты, увлекают внимание маленького читателя. Профессионалы, работающие с детьми, и родители озабочены развитием фантазии подрастающего поколения.

 

Рано или поздно все эти люди сталкиваются с проблемой: идеи закончились, в голову ничего не приходит. Но решение есть! Покачивайте свою фантазию на курсах при Союзе детских и юношеских писателей Профлит.

31 января стартовал курс «Сказкотворение», на котором мы осваиваем грамматику фантазии и учимся создавать волшебство на белом листе. Один из методов, которые получили наши ученики – это бином фантазии.

Для начала нам необходимо решить, для чего мы работаем, чего хотим добиться, применяя новую методику. Ответ «хочу развить фантазию у ребенка» не является информативным, ведь дальше следует задать вопрос: а для чего развивать фантазию у детей?

Умение фантазировать нужно не только для того, чтобы заниматься творчеством, суметь написать сказку, или сочинение, или сценарий. Развитие фантазии имеет намного больший смысл.

Развивая фантазию, мы заставляем работать новые отделы мозга, где создаются новые нейронные связи, мы развиваем ребенка как личность, даем ему инструменты, необходимые для личностного роста и становления в социуме. И делаем это в легкой, игровой манере.

Ни в коем случае к творчеству нельзя относиться как к тяжелой работе, требующей напряженного внимания. Если взять за основу то, что творчество — это весело, а развитие фантазии — это увлекательная игра, то дальнейшее обучение пойдет невероятно легко и плодотворно. Стимулируя воображение ребенка, мы помогаем ему творить, создавая собственный фантастическо-сказочный мир, познавать себя и окружающих. Если ребенок счастлив в тот момент, когда фантазирует и мечтает, то в будущем он сможет осуществлять свои мечты. Он сумеет превратить свои мечты в цель, цель в план, а план в действие. Мы развиваем детям фантазию, чтобы в будущем стали успешными, счастливыми людьми — вот исчерпывающий ответ.

Как это сделать?

Для развития фантазии существует множество приемов. Один из них — это бином фантазии. Даже само название уникальной системы Джанни Родари «бином фантазии» вызывает интерес. Если слово «фантазия» всем хорошо известно, то со словом «бином» надо немного разобраться. Первая часть этого слова «би» переводится с латинского как «два», бином — это нечто, состоящее из двух частей. Двух слов! Что и является основой для этого приема развития фантазии — два случайных слова.

Два слова, никак не связанные между собой, которые ни в коей мере не ассоциируются друг с другом, — напротив, они должны конфликтовать, своим соседством вызывать всплеск эмоций, комический эффект, они должны быть из разных классов, разных стилей — чем больше они будут разниться, тем лучше. В самих этих словах уже будет заложена основа для развития фантазии.

Чтобы был всплеск творческой идеи, начало построения оригинального сюжета, нам нужно столкнуть мысли с привычного пути, заставить их работать по-новому. Хочется заострить внимание на возможной ошибке, которую ни в коем случае нельзя допустить: если использовать схожие слова, то вся идея умрет на корню. Не будет всплеска идей, не будет пищи для фантазии, ничто не станет стимулировать воображение. Например, «стол» и «стул» — это сочетание не вызывает никакой эмоции, не дает никакой искры для развития истории, в этом сочетании нет столкновения конфликтов.

Когда два ребенка, не сговариваясь между собой, называют по слову, то в большинстве случаев это будут непохожие друг на друга слова. Например, это могут быть «колокольчик — луноход», «крокодил — зонтик», «вампир — клюшка». Эти слова не являются противопоставлениями, но вместе с тем они совершенно не похожи друг на друга, их ничто не объединяет, между ними сложно найти какую-то логическую связь.

Вначале из выбранных слов необходимо создать словосочетания, используя падежи и предлоги: колокольчик в луноходе, крокодил под зонтиком, вампир с клюшкой. Чем больше мы придумаем, тем лучше, этот этап может проходить очень весело, если придумывать «неправильные» сочетания: луноход в колокольчике, зонтик из крокодила, вампир не клюшка. Такие словосочетания мы уже можем назвать картинами, потому что они уже сложились в какой-то образ. Далее из каждой картины мы будем придумывать различные ситуации. Они должны быть легкие, веселые, не скованные никакими законами. Всё, что придумано ребенком, — правильно, не надо останавливать развитие фантазии стереотипами и принятыми нормами. Пусть за одной интересной придумкой следует другая, еще более невероятная и красочная:

  • «Колокольчик в луноходе» едет на базар по болоту, потому что колокольчик — это живое существо и ему срочно потребовались новые рукавички;
  • «Колокольчик в луноходе» — вот что осталось от всей экспедиции, высадившейся на далекой планете;
  • «Колокольчик в луноходе» расцвел в тот момент, когда состоялась первая встреча с неземным разумом, и т. д.

Чем больше будет придумано ситуаций с каждым из словосочетаний, тем лучше.

Очень хорошо, если удастся придумать хотя бы несколько ярких, красочных деталей в каждой из таких картин:

  • луноход с зелеными колесами и разбитой фарой;
  • зонтик в горошек, а у крокодила порезана лапка;
  • у вампира длинный нос, а левый клык шатается…

А дальше каждая ситуация вырастает в самостоятельную историю. Чем веселей проходят занятия, тем больше пользы они несут и тем сильнее будет у ребенка желание вернуться к ним, продолжить развивать фантазию и развиваться самому.

Продолжение читайте на канале «Сказкотворение»​

 


Комментарии ()